Остров Крит омывается двумя морями – Эгейским с севера и Средиземным с юга, а по версии википедии – тремя: Эгейским с севера, Ливийским с юга и Ионическим с запада. Путаница вызвана тем, что в составе Средиземного моря выделяют семь морей, в числе которых Ионическое и Ливийское. Ретимно расположен в средней части северного побережья острова (пункт А) и все это время мы купались в Эгейском море. Поездка на Средиземное море была запланирована на сегодня. Нам предстояло проехать на юго-запад почти 150 километров, треть из которых приходится на узкие горные дороги. Пляж в Элафониси (пункт В – это лагуна, известная чистейшей водой и розовым песком. Розовый оттенок песку придают мелкие частички кораллов, которые наносит сюда волной.
Дорога должна была занять около 2-х с половиной часов, поэтом сегодня мы проснулись пораньше, но выехать удалось только после 11 часов. Долго не могли совладать с плитой, несмотря на все наши попытки, вода для кофе по моему закипела только через час – то ли одна из конфорок была неисправна, то ли мы ручку крутили не в ту сторону. Позавтракали бутербродами собственного приготовления, искупались и выдвинулись в путь. На часах – 11.20, торопиться уже некуда – раньше 4-х на пляже лучше не появляться, будет самое пекло.
Выехали на национальную дорогу и заехали на первую же попавшуюся заправку. Заправки на национальной трассе встречаются часто, в среднем каждые 20 км. И, как правило, конкурирующие фирмы устанавливают их недалеко друг от друга. Конкурирующие фирмы – это BP, Shell, EKO (видимо местная контора). Цены на заправках конкурентов почти не отличаются – на трассе это где то 1.119 евро за литр (где-то 50 рублей). Интересно, что на критских заправках стоимость бензина указана с точностью до тысячной доли евро, и выходит, что заправки конкурируют между собой на разнице в цене в долях цента за литр. Гораздо больше различаются цены между заправками на трассе и в горах – в горах бензин дороже, до 1.3 евро/литр.
После заправки Таня пересела за руль, а я принялся настраивать gps навигатор. На Элафониси есть два основных автомобильных маршрута – один идет вдоль западного побережья острова, а второй – через горы. Мы поехали вторым путем как более безопасным – дорога на западном побережье после съезда с национальной дороги посерпантинестее и идет вдоль обрыва. А пока мы ехали вдоль моря по хорошей широкой трассе и наслаждались видами.
Почти вдоль всей дороги цветет олеандр – этот вид меня очень потряс во время моего первого путешествия на остров. Цветущие кусты олеандра сопровождали нас почти весь путь по национальной трассе — то белые, то нежно-розовые, то буйно-фиолетово-малиновые. Сейчас олеандр уже отцветал, соцветия потускнели.
Вдоль дороги то тут, то там встречаются маленькие домики на столбиках или каменных постаментах – это места, где произошли автомобильные аварии со смертельным исходом. Родственники погибших посещают эти места и зажигают свечки внутри домиков.
Через полтора часа и 100 километров доехали до съезда с национальной дороги. Как обычно проехали нужный поворот, но теперь-то я был спокоен – с нами был навигатор! Следуя его указаниям мы развернулись, и тут я отдал навигатору должное – он повел нас к развилке чуть ли не звериными тропами – никогда бы не подумал, что такие дорожки наносят на карту.
По горам, по долам
Поначалу дорога шла по долине мимо оливковых деревьев. Оливковые рощи можно встретить на Крите повсюду, а особенно много их в горах. Греция занимает третье место в мире по поставкам оливок и оливкового масла. Оливковые деревья неприхотливы, могут расти и на каменистых почвах под солнцепеком. Кора оливкового дерева по мере роста растрескивается и вновь срастается, из-за чего спустя много лет (оливковые деревья растут по 300-600 лет) ствол дерева становится узловатым, как бы состоящим из отдельных сплетенных между собой веток.
Диаметр ствола одного из самых старых оливковых деревьев составляет 4 с половиной метра, а предположительный возраст – 3000 лет. До этого дерева мы не доехали, поэтому его фоток не будет.
Сейчас оливки еще маленькие, размером меньше вишни, созреют они только к октябрю. Оливки до сих пор собирают вручную, а это значит, что каждая консервированная оливка когда то прошла через чьи-то руки. Зрелая оливка очень терпкая и горькая на вкус. Перед консервированием оливки вымачивают 30 дней в подсоленной воде, меняя ее каждый день, и только после этого оливки приобретают знакомый нам вкус.
Дорога становилась все уже, начала петлять и вот навигатор начал отсчитывать первые метры подъема. Пейзаж за окном не особо изменился – все те же оливки, но начали попадаться и «неокультуренные» насаждения. Скорость – 60 км/ч, местами до 80-ти. На наше счастье движение на дорогах было неоживленным, нам навстречу за всю оставшуюся дорогу попалось дай бог, если 10-15 автомобилей. Постепенно зелени становилось все меньше, а камней – больше. Наш путь пролегал вдоль крутого каменистого склона горы, подъемы сменялись крутыми спусками, на которых аж закладывало уши. Адреналину добавлял обрыв, который иногда подходил вплотную к дороге и местами не был ни чем отгорожен, а местами – отгорожен всего лишь проволочной сеткой.
Дорога на пляж Элафониси проходит мимо деревушек, в каждой, даже самой небольшой есть церковь, таверна и сдаются комнаты, так что усталый путник не останется здесь без крова и еды. Дома в деревушках каменные, преимущественно двухэтажные. Дворики домов засажены цветами и фруктовыми деревьями.
Между очередными деревушками дорогу нам преграждает светофор – единственный на этой трассе. Здесь дорога проходит через небольшой тоннель, который настолько узкий, что через него организовано реверсивное движение – две машины в нем не разъедутся. Заезжаем в тоннель, Таня визжит от радости! Еще бы – проделать такой путь за рулем, да еще и в горЕ побывать )))
Но это еще не все, вскоре после тоннеля дорога опять сужается и проходит под нависающей скалой. Двум машинам не разъехаться и тут. А ведь по этой дороге ездят и трактора, и большетонные грузовики. Мы стали свидетелями того, как под этой скалой проехал грузовик, похожий на наш Камаз – остановился перед поворотом, посигналил немного, прося освободить дорогу и аккуратненько вписался в поворот.
Вот по таким незатейливым дорогам мы приехали на пляж в Элафониси.