У моего дедушки Алексея был старший брат Тимофей. В 1939 году он закончил школу и в ноябре его забрали в армию. Было ему тогда 18 лет.
К моменту начала войны он служил неподалеку от города Чижев Белостокской области. Сейчас это территория Польши, а тогда город находился прямо на границе СССР.
Связь с Тимофеем была потеряна в первые же дни войны и до осени 2016 родные считали его пропавшим без вести.
В 2007 году Министерство Обороны создало сайт «ОБД Мемориал» (http://obd-memorial.ru) и опубликовало там миллионы рассекреченных документов о солдатах Великой Отечественной Войны. В том числе и архивные документы, полученные от немецкого командования.
В 2016 году Дмитрий Шипунов, командир поискового отряда «Демос» из республики Марий-Эл на основе этих сведений выпустил книгу «Пропавших возвращаем имена». За несколько лет работы поисковикам удалось выяснить судьбу 3200 наших земляков, ранее считавшихся пропавшими без вести. Среди них оказался и Тимофей.
Немецкие войска на каждого захваченного военнопленного заводили отдельную карточку, в которой указывали личные данные (ФИО, национальность, место рождения, рост, цвет волос) и записывали болезни, наказания и адреса лагерей, в которых содержался военнопленный. Была отдельная графа и для места захоронения.
Такую карточку Тимофея и обнаружили поисковики в рассекреченных архивах министерства обороны.
Из нее мы узнали, что Тимофей погиб в лагере Stalag IV A в августе 1944 года.
На фотографии приведена лицевая сторона карточки военнопленного с пометками советских переводчиков.
Мы начали искать информацию о лагере и возможном месте захоронения. Выяснили, что этот лагерь располагался в западной части Германии в окрестностях города Дюссельдорф.
Затем начали расшифровывать и переводить остальные записи в карточке.
На карточке также был обнаружен штамп со сведениями о месте захоронения. Но надписи на штампе были сделаны неразборчивым готическим почерком с сокращениями.
В городе Моерс, который расположен недалеко от Дюссельдорфа, обнаружилось кладбище, название которого совпадает с текстом на штампе — Friedhof Lohmannsheide.
На штампе номер могилы указан в виде двух чисел: 133-178. Оказалось, что так обозначались братские могилы, в которых захоронено несколько человек. Числа 133-178 означают, что в одной могиле было захоронено 45 погибших.
Дальнейшие поиски привели на сайт «Sowjetische Kriegsgräberstätten in Deutschland». Современное немецкое правительство создало сайт со списком всех известных захоронений советских солдат.
http://www.sowjetische-memoriale.de/index.cfm?inhalt=detail&id=15307&lang=ru
На странице кладбища Lohmannsheide нашлась фотография монумента с надписью: «Здесь похоронено 45 советских граждан, погибших в фашистском плену». Все совпало с данными на штампе.
Всего на кладбище захоронено почти 200 человека, из которых 45 — в одной братской могиле.
И вот спустя полгода мы поехали на автомобиле в путешествие по Германии и добрались до города Моерс. Нашли сотрудника кладбища, показали ему штамп с карточки и он подтвердил наше предположение.
С замиранием сердца мы подошли к месту захоронения советских солдат.
Кладбище оказалось ухоженным — возле каждой отдельной могилы небольшой столбик с мраморной плитой с высеченным именем и фамилией.
На одной из плит надпись «UNBEKANNT» — Неизвестный (нем.)
На братской могиле — монумент. Вокруг высажены цветущие кусты лаванды и азалии.
Кладбище находится на пересечении улиц Якоб-Шрер-Штрассе и Николай-Мартыненко-Вег. Последняя названа в честь насильственно угнанного в Германию украинца, убитого 20 апреля 1942 г. «при попытке бегства». В 1994 г. его могилу здесь нашел брат. Указатель с надписью «Nikolai-Matynenko-Weg» находится перед воротами на кладбище.
(статья на немецком)
Могила Николая с вмонтированной вазой. 4 мая в вазе были подвядшие гвоздики — кто-то недавно навещал могилу.
Мы с детьми постояли возле памятников, почтили память погибших. Родственники попросили меня привезти горсть земли с могилы Тимофея. Вернувшись домой, передал землю на родину прадеда, где ее закопали рядом с могилой его родителей и братьев.
После путешествия мне захотелось узнать, где именно служил Тимофей и как сложилась его судьба после начала войны.
В карточке военопленного указана дата 7.7.41 и место пленения. Но место пленения записано неразборчивым почерком, все попытки найти в Польше населенный пункт с похожим название меня к чему не привели. Я искал по гугл карте, поэтому возможно, что современное название отличается от записанного.
Второй документ, который нашелся в архивах МО — запрос военкомата на поиски информации о без вести пропавшем:
Запрос был составлен в 1952 году и на него был получен ответ: «умер в немецком плену в 1944 году, сообщить родственникам». По какой то причине этот ответ до родственников так и не дошел.
Также в запросе указано место службы: Белостокская область, п/о Чижев, п/я 24-22.
Поиск в интернете по номеру почтового ящика тоже не дал результатов. Зато нашлась карта дислокации советстских войск Западного фронта. Судя по карте, в районе Чижева располагалась 86 стрелковая дивизия.
86 стрелковая дивизия была образована на базе первого национального Татарского полка. Осенью 1939 года дивизия комплектуется как мотострелковая и в январе 1940 принимает участие в советско-финской войне, а затем возвращается к месту постоянной дислокации в Казань. За мужество и боевые заслуги дивизия была переименована в 86-ю Казанскую Краснознаменную стрелковую дивизию имени Президиума Верховного Совета ТАССР.
В июле 1940 дивизия принимает участие в освободительной миссии в Бессарабии и Северной Буковине, а затем выдвигается в район Белостока (Западная Белоруссия) и входит в состав 5-го стрелкового корпуса 10-й армии Западного особого военного округа.
Граница СССР в этом месте имела форму выступа, направленного на запад (Белостокский выступ) и 10 армия еще до начала войны фактически была охвачена войсками противника. Вот что писал по этому поводу Г. К. Жуков: «Накануне войны 3-я, 4-я и 10-я армии Западного округа были расположены в Белостокском выступе, выгнутом в сторону противника, 10-я армия занимала самое невыгодное расположение. Такая оперативная конфигурация войск создавала угрозу глубокого охвата и окружения их со стороны Гродно и Бреста путём удара под фланги. Между тем дислокация войск фронта на гродненско-сувалковском и брестском направлениях была недостаточно глубокой и мощной, чтобы не допустить здесь прорыва и охвата белостокской группировки. Это ошибочное расположение войск, допущенное в 1940 году, не было устранено вплоть до самой войны». (Г. К. Жуков. Воспоминания и размышления. В 2-х тт. — М.: Олма-Пресс, 2002.)
Полки и подразделения дивизии патрулировали новую, абсолютно неоснащенную государственную границу и оборудовали оборонительную полосу к развертыванию боевых порядков дивизии. Закончить работы должны были к августу 1941 года. К началу войны оборонительная полоса дивизии была готова лишь наполовину. На начало июня 1941-го численность дивизии составила 10 258 человек.
Из воспоминаний солдат Западного фронта: «В течение 1941 года взвод работал на копке котлованов, которые приходилось рыть вручную, лопатами. Батальон включился в строительство ДОТов Гродненского укрепрайона. Котлованы для ДОТов должны были иметь до 25 м в диаметре и столько же в глубину, так что объём земляных работ на каждом ДОТе составлял до трёх тысяч кубометров. Вырытую землю из котлована огромными совковыми лопатами выбрасывали на полтора метра вверх; далее работавшие на той ступеньке перебрасывали землю на вторую ступеньку и т.д. К лету 1941 года норма доходила до 12 кубометров в течение рабочей смены на одного человека…»
Вот как развивались события, начиная с ночи 21 июня:
Артиллерийские части находились на окружных сборах на удалении от участков обороны стрелковых полков и огневых позиций в 30-40 км., а от места дислокации 70-80 км. Стрелковые и артиллерийские части дивизии боеприпасов имели 1,5 боевого комплекта, горюче-смазочных материалов – на одну заправку.
21 июня во время выполнения проверки плана выполнения оборонительных командир дивизии полковник Л.А. Зашибалов посетил коменданта пограничного участка в Мяново, от которого узнал передвижении немецких пехотных и пулеметных подразделений в населенные пункты, расположенные в 3—5 км от нашей государственной границы.
В 22 часа, возвратившись в штаб дивизии, полковник М. А. Зашибалов доложил командиру 5-го стрелкового корпуса генерал-майору А.В. Гарнову сведения, полученные от коменданта. Также доложил, что назначил в дивизии учение с боевой тревогой для стрелковых полков и выполнением марша из районов лагерного сбора на участки обороны. Однако командир корпуса не разрешил проводить его и приказал перенести на конец июня.
В 1 час ночи командир корпуса приказал полковнику М.А. Зашибалову поднять по боевой тревоге штаб дивизии и штабы полков, но стрелковые полки до особого указания не поднимать.
В 2 часа начальник штаба дивизии полковник В.И. Киринский доложил о том, что от начальника нурской пограничной заставы поступили сведения о подготовке немецко-фашистских войск к переправе через Западный Буг.
В 2 ч 10 мин командир дивизии полковник М.А. Зашибалов не получив других распоряжений от командира корпуса, приказал подать сигнал “Буря”, поднять стрелковые полки по тревоге и выступить форсированным маршем для занятия участков и районов обороны. На командующего артиллерией дивизии полковника М.Г. Бойкова возлагалась задача выехать в район окружного сбора артиллерийских частей, поднять их по боевой тревоге и к 6 часам вывести в район намеченных огневых позиций.
В 2 ч 40 мин командиры стрелковых полков и начальник штаба дивизии сообщили, что стрелковые полки и штабы выступили.
Около 3 часов полковник М.А. Зашибалов получил по телефону доклад о том, что немцы в районе поселка Малкиня-Гурна наводят переправу через Буг. Проинформировав об этом офицеров штаба, он выехал на свой полевой командный пункт в деревню Домбровка Костельная, куда прибыл в 4 часа утра.
В 3 ч 30 мин немцы начали артиллерийский обстрел и авиационные налеты. Попытки вывезти оружие и боеприпасы с городских складов окончились неудачей — машины были обстреляны и уничтожены. В городе появилось много раненых, которых разместили в костеле и в районе местного кладбища, где были организованы санитарные пункты. Эвакуировать раненых не смогли. Впоследствии немцы их вывезли из города в лагерь для военнопленных.
С 6 утра подразделения начали подходить к подготовленным огневым позициям. 169 стрелковый полк занял свой участок обороны. Однако сложившаяся к этому времени обстановка не позволила выполнить поставленную задачу. К этому времени немцы перешли в наступление и части дивизии вступили в тяжелый оборонительный бой с передовыми частями 7-го армейского корпуса противника.
К 8 часам 169 сп во взаимодействии с отдельным пулеметно-артиллерийским батальоном в ходе непрерывных контратак восстановил утраченное положение. 330 сп с ходу контратаковал противника и во взаимодействии со 109-м отдельным разведбатом дивизии, пограничной комендатурой и заставами восстановил утраченное положение на участке Смолехи, Зарембы. В своем донесении командир 330 сп доложил, что в поселке Нур ведут бой пограничная застава и полковая школа, так как стрелковый полк 113 сд еще не прибыл. 1 сб 330 сп имеет локтевую связь и взаимодействует с батальоном 169 сп.
В 11 ч 30 мин противник численностью до одной пехотной дивизии, усиленной танковыми подразделениями, перешел в наступление в центре участка обороны 330 сп, прорвал его передний край и начал развивать наступление в направлении на Домброва, Чижев. Он стремился в обход Мяновского укрепленного района овладеть городом Чижев, перерезать рокадную шоссейную дорогу Замбрув—Чижев-Цехановец и выйти в тыл этого полка и 113 сд.
В 12 часов 284 сп вышел в район Анджеево, занял участок обороны и изготовился к контратаке в направлении Просеница, Домброва, Зарембы и пос. Нур.
В 17 часов подразделения 330 и 284 сп контратаковали во фланг прорвавшиеся части противника, безуспешно пытались отбросить его за пределы государственной границы.
В 18 часов 22 июня противник овладел рубежом Граево, Колько, Ломжа, Петрово, Чижев, Цехановец.
К 19 часам 2 сб 169 сп отошел на подготовленный передний край Просеницкого укрепленного района. 1 сб занимал прежнее положение в районе спиртоводочного завода Залесье, а 3 сб был выведен во второй эшелон в район Шумово. После контратаки 284 сп подполковника И.И Иванова вышел из боя во второй эшелон дивизии: западная окраина Анджеево, Яблоново, Мрозы.
После 19 часов перед фронтом 86 сд противник прекратил наступление и временно перешел к обороне.
В 23 часа генерал-майор А.В Гарнов отдал приказ начать отход дивизии на восточный берег реки Нарев и занять полосу обороны. В связи с отступлением 3-й и 4-й армий и глубокими обходами противника соединения 10-й армии оказались под угрозой охвата с флангов.
23 июня 86 дивизия в полном составе совершила отход на новый оборонительный рубеж.
24 июня 1941 года её позиции подверглись мощнейшему авиа- и артиллерийскому удару и позиции дивизии были прорваны. Противник устремился на северо-восток.
К 25 июня стало ясно, что охват немецкими войсками Белостокского выступа грозит войскам Западного фронта полным окружением. 10-я армия получает приказ штаба фронта на отступление.
Единственный выход для дивизии был через Белосток, куда дивизия и направляется 26 июня.
28 июня немцы взяли столицу Белоруссии и замкнули кольцо окружения, в котором оказались основные силы Западного фронта. Войска, сумевшие отойти из Белостокского выступа, оказались в окружении в нескольких «котлах». Особого напряжения достигли бои в в этом районе 29—30 июня.
Ожесточённые бои, по словам начальника германского Генерального штаба Ф. Гальдера, сковали весь центр и часть правого крыла немецкой 4-й Армии. В своём военном дневнике он привёл впечатления немецкого генерал-инспектора пехоты Отта о боях в районе Гродно: «Упорное сопротивление русских заставляет нас вести бой по всем правилам наших боевых уставов. В Польше и на Западе мы могли позволить себе известные вольности и отступления от уставных принципов; теперь это недопустимо.»
В период с 26 по 30 июня, находясь в окружении, дивизия понесла тяжелые невосполнимые потери, попала под несколько авианалетов и как войсковое соединение фактически перестала существовать.
Часть офицеров и солдат попала в плен, многие погибли в пекле Белостокского котла. Оказался в плену и наш Тимофей.
По итогам Белостокско-Минского сражения, которое длилось c 22 июня по 8 июля войска Западного фронта потерпели тяжелое поражение: большая часть сил фронта попала в окружение и была уничтожена как боевая сила. Из 625 000 человек своего состава фронт потерял около 420 000, в руки противника попало большое количество военной техники.
———————
Наш прадед Тимофей оказался в самой западной точке границы СССР, на самом острие войны и первым принял удар фашистских войск. Он ушел в армию 18 летним мальчишкой, не успев завести семью и оставить детей. Наверное у него была любимая девушка, которую он хотел взять в жены после возвращения из армии. Но война исковеркала судьбы и перепутела планы ему и миллионам наших дедушек и бабушек. Кто то сгорел в котле сражений, кто-то, как Тимофей, погиб в фашистском плену. А сколько еще героев, чьи судьбы остаются неизвестными.
Я помню, как долго перед поездкой искал фотографии с мест захоронений, и тщательно разглядывал надписи, пытаясь найти могилу прадеда. Поэтому на кладбище в Мерсе мы сфотографировал все плиты с фамилиями похороненных солдат. Буду рад, если наши фотографии помогут кому то найти и своего родственника. Получилось 100 фотографий, поэтому дам здесь только ссылку на фотоальбом — https://yadi.sk/a/7-oU-Wj03Vd9fX
Если кто-то тоже займется поиском информации о родственнике, погибшем на войне, то вот список полезных ссылок, которые я использовал:
— Русские и советские мемориалы за границей — https://s41po45.crowdmap.com/
— Генеалогический форум ВГД — http://forum.vgd.ru/120/
— Форум поисковых движений — http://forum.patriotcenter.ru/index.php
— Форум «Забытый Полк» — http://www.polk.ru/forum/
— Технология самостоятельного поиска погибших, или пропавших без вести в Великой Отечественной Войне — http://www.kremnik.ru/advise
— Героико-патриотический Форум России. Поиск мест захоронений советских воинов. информация по мемориалам, нацистским лагерям — http://voenspez.ru/
— Форум. Поиск мест захоронений советских воинов. Информация по мемориалам, нацистским лагерям — http://www.sgvavia.ru/forum/260
— Центр документации при Объединении Саксонские мемориалы в память жертвам политического террора — http://www.dokst.ru
— Поиск документов о Героях Войны — http://pamyat-naroda.ru
— Обобщенный банк данных «Мемориал» — https://obd-memorial.ru
— Электронный банк документов «подвиг народа в великой отечественной войне 1941-1945 гг.» http://www.podvignaroda.ru
Список материалов, использованных для подготовки статьи:
— Операция «Барбаросса»
— http://diletant.media/upload/medialibrary/088/088f28b188a877bc0e3fc9001c307010.jpg
— https://history.wikireading.ru/128902
— http://rt-online.ru/p-rubr-obsh-10075931/
— https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%91%D0%B5%D0%BB%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%BE%D0%BA%D1%81%D0%BA%D0%BE-%D0%9C%D0%B8%D0%BD%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B5_%D1%81%D1%80%D0%B0%D0%B6%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5
— https://ru.wikipedia.org/wiki/86-%D1%8F_%D1%81%D1%82%D1%80%D0%B5%D0%BB%D0%BA%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D1%8F_%D0%B4%D0%B8%D0%B2%D0%B8%D0%B7%D0%B8%D1%8F_(1-%D0%B3%D0%BE_%D1%84%D0%BE%D1%80%D0%BC%D0%B8%D1%80%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D1%8F)
— http://www.polk.ru/forum/index.php?showtopic=1627
Вечная память героям войны!
Всем мирного неба над головой!
Помню, как ты всё это рассказывал.
Перечитал несколько раз. Удивительная судьба!
Работу ты проделал колоссальную. Это же надо — спустя столько лет не просто найти, но и поехать на могилу.